Эволюция электронных синтезаторов

 

В статье рассмотрена эволюция электронных синтезаторов звука в аспекте эволюции выразительных возможностей электронных инструментов. Автор развенчивает миф о «неполноценности» электронного звучания и доказывает, что основа выразительных возможностей любого инструмента — в управляемости.

Вопросам теории и истории исполнительства на музыкальных инструментах посвящено немалое количество музыковедческих литературы. В многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых исполнение рассматривается как в историческом, так и в теоретическом аспектах. Отечественное музыковедение создало собственные теоретические основы для исследования исполнительства вообще, как процесса интерпретации музыкального произведения, которые могут быть применены по выполнению музыкальных произведений на любом инструменте. Несмотря на это, в поле зрения ученых, которые занимаются проблемами исполнительства и музыкальной интерпретации, практически совсем не попадал целый класс инструментов — электронные синтезаторы. Качественные электронные синтезаторы Вы можете приобрести на сайте zonazvuka.ru.

И это — при том, что с момента создания первого из них, который назывался «Дуга, которая поет» Дуддля-Бурстин, прошло более ста лет. Целое столетие существования инструмента, несмотря на его довольно бурную эволюцию и технологические «мутации», это, безусловно, достаточное время, чтобы могло сформироваться определенные представления о его исполнительских возможностей. Помимо того, отражение этих представлений в литературе мы не наблюдаем. Существенной предпосылкой такого «игнорирование» наукой синтезаторов есть определенный протест, который всегда возникал у слишком академически настроенных музыкантов относительно электронного звука. Возникновение этого протеста имеет под собой абсолютно объективное основание, заслуживающий детального рассмотрения.

Первое обвинение, которое, как правило, можно услышать в адрес электронного звучания, что оно «искусственное» и «неестественное». На это заметим, что «природным «, в чистом виде, может считаться лишь звук человеческого голоса. Звук остальных музыкальных инструментов является искусственным, поскольку сами эти инструменты являются объектами искусственно созданными. Вспомним, что само слово «культура» в переводе означает «искусственно созданное». Так или иначе, а создание новых музыкальных инструментов сопровождало развитие технологий, доступных человечеству, и естественно, что эпоха развития электроники отметилась появлением электронных инструментов, в том числе электронных синтезаторов. С этой точки зрения, электронный звук есть не менее естественным, чем, скажем, звук кларнета, который обязан своим появлением высоком развитии механики и технологий обработки древесины и металла.

Таким образом, мы видим, что на самом деле проблемы восприятия электронного звука лежат совсем в другой плоскости.

Разница между звуками электронных синтезаторов и других инструментов находится в возможностях гибкого и оперативного воспроизведение чувств исполнителя, иначе говоря, в возможностях достижения музыкальной выразительности, создания версии музыкального произведения в процессе живого музицирования. Возможности синтезатора до самого последнего времени были весьма скромными и в музыке он выполнял скорее декоративную функцию. Интересно, что соотношения выразительных и декоративных возможностей таких инструментов было примерно равным лишь в начале их существования, когда технические средства реализации этих возможностей только начинали свое развитие и были далеки от совершенства.

Яркой иллюстрацией этого утверждения может стать инструмент «Термен-Вокс»Леона Термена. В нем довольно специфически оказались новые методы управления звуком и это способствовало широкой популярности этого инструмента в свое время. Сущность новизны — в управлении звуком внешне свободными движениями рук в пространстве у инструментом и без прикосновения к любым его частей. Физическая связь исполнителя с инструментом представлялся чем-то «нематериальным». На самом же деле он осуществлялся с помощью электрического (емкостного) воздействия рук на соответствующие электроды, один из которых подсоединенный к системе управления высотой звука и имеет форму стержня, а другой – в форме петли — подсоединенный к системе управления громкостью. Тембр звука, который при изменении динамики в акустических инструментов также изменяется определенным образом, при выдыхании на «терменвокс» изменений не претерпевал. Существовали некоторые другие недостатки этого инструмента, например, недостаточная четкость интонирования (характерна также для живого вокала), невозможность выполнения быстрых пассажей и вообще применение мелкой техники. Кроме того, отсутствовали определенные аппликатурной позиции (в широком понимании аппликатуры как фиксированных позиций для органов управления).

Одним из ярких явлений раннего периода развития синтезаторов следует считать работы Мориса Мартено во Франции. Его инструмент «Волны Мартено» имел хроматическую клавиатуру, которая позволяла использовать привычную исполнительское технику, отдельную клавишу для плавного изменения громкости звука, а также несколько переключателей для изменения тембра. Большим достижением Мартено была система вибрации для клавиатуры. Другая особенность инструмента заключается в возможности глиссандуванния, которое выполняется передвижением вдоль клавиатуры специальной ленты, за прикрепленный к ней хомутик. Для выполнения этого приема управление переводилось особым переключателем с клавиатуры на эту ленточную систему. При этом, если пальцевая вибрация органично сочеталась с клавишной аппликатурой, то глиссандо было выделенным приемом, что ограничивало его применение. Этот инструмент был распространен главным образом во Франции, где привлекал внимание А. Онеггера, А. Мессияна и других композиторов, которые стремились обновления средств выразительности.

В следующих статьях рассмотрим дальнейшее развитие электронных синтезаторов.

 
 
 

0 - Количество комментариев

Оставьте комментарий.

 
 

Оставьте комментарий