расчет отражения звука

Проблема расчета отражения звука от различных материалов достаточно сложна, и общего решения для различных материалов с учетом всех аспектов не найдено. Однако, учитывая целевой класс аппаратуры, можно ограничится заданием нескольких готовых помещений для прослушивания (Например, известных концертных залов). В отличие от ранних отражений, поздние отражения (> 80мс) не моделируют. Имитацию реверберации обеспечивают рекурсивными структурами цифровых фильтров, параметры которых соответствуют акустическим характеристикам выбранного виртуального пространства. Помимо разработки и оптимизации основных алгоритмов, важным остается определение параметров, необходимых для создания избранного виртуального пространства, т.е. его геометрических характеристик, материалов покрытия, координат местоположения и ориентации каждого источника звука, также и координат местоположения и размещения слушателя в пространстве.

Последние две группы параметров часто не вычисляются априорно при наличии обратной связи, которая определяет координаты слушателя и положения его головы в пространстве. В этом случае методом мнимых источников пересчитывают такие параметры: координаты и ориентацию источников в пространстве относительно слушателя (в сферической системе координат); коэффициенты фильтров, воссоздающие отражения звука от препятствий (стен, пола, потолка и др.). Таким образом, при изменении положения слушателя или источников в пространстве система аурализации умеет адаптивно изменять свои параметры, причем – достаточно быстро, чтобы избежать «прыжков» звука и других искажений. Вместе с этим нужно избегать избыточных вычислений. Например, при изменении координат и ориентации в пространстве слушателя или источников звука перечисляют все динамические параметры, а при повороте головы слушателя — только функции HRTF. Это дает возможность увеличить частоту адаптации системы.

Согласно характеристикам современных сигнальных процессоров  возможное создания не только мобильной системы аурализации, что отвечает всем выше определенным требованиям, но и реализация низкого энергопотребления при достаточно низкой себестоимости полученного модуля. На основе выбранной модели аурализации возможно создание системы моделированного трехмерного звукового поля с помощью современных сигнальных процессоров для встраивания ее в портативные устройства персонального звуковоспроизведения. Перспективой развития в данном направлении может быть разработка модуля с системой обратной связи (отслеживание положения головы слушателя) для портативной звуковоспроизводящей аппаратуры.